Image default
Общество

«Связующий элемент»: как дизайнеры формируют образ жизни и потребительские привычки

Эксперты рассказали о развитии отрасли дизайна в России

Дизайн-индустрия сегодня является одной из наиболее инновационных. Понимание дизайна в современном мире сильно расширилось — это не только эстетическая характеристика продукта, но особый самостоятельный способ мышления и деятельности. И сегодня это не только стильные товары и привлекательные объекты. Современный дизайн используется отдельными компаниями, городами и странами в качестве стратегии по конкурентной борьбе за рынки и лидерство на международной арене. О том, как будет развиваться отрасль в России, — в материале «Газеты.Ru»

«Область художественного творчества, проектирование и создание промышленных вещей, предметной среды жизни и деятельности человека» — так объясняет термин «дизайн» Большая российская энциклопедия. В основе дизайна лежат принципы функциональности и целесообразности; его цель – придать вещи такие качества, как удобство, эстетическую привлекательность, соразмерность человеку, единство со средой. И в последние годы дизайн выходит за свои привычные рамки. Главный тренд индустрии последних 10-15 лет заключается в нарастающей роли дизайна на всех уровнях и

Рынок шести триллионов

По оценкам исследовательской и консалтинговой компании Forrester размер мировой индустрии дизайна составляет 162 млрд долларов (март 2021 года).

По оценкам трехлетней давности емкость российского рынка дизайна превышала 1 трлн рублей, а максимальный его потенциал может достичь 6 трлн. Такие данные озвучили авторы исследования «Емкость рынка и система квалификаций дизайна в России и мире» — Союз Дизайнеров России, Национальный институт дизайна и компания «Сетевые исследования».

Столь масштабное изучение актуального состояния отечественного дизайна, его кадрового обеспечения и влияния отрасли на экономику страны было проведено в России впервые. Исследование охватило шесть основных сфер отрасли — промышленный, коммуникативный, средовой, интерьерный и концептуальный дизайн, а также фэшн-дизайн и дизайн текстиля.

Участники рынка отмечают, что основной тренд последнего десятилетия заключается в увеличении роли дизайна в бизнес-процессах не только коммерческих организаций и корпораций, но и общественных объединений, органов государственной власти и институтов развития.

Креатив и государство

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко говорит, что доля креативных индустрий в развитых экономиках достигает 7 – 8%, а то и 9% (как в Великобритании). В России по разным оценкам эта доля колеблется от 1,8% до 2,4%. Парламентарий считает, что это «ничтожно мало».

«Дизайн — это часть нашей жизни. Он формирует у людей ощущение качества и комфорта. У отрасли дизайна есть огромный экономический потенциал. Нам как государству интересно, что делают развитые страны или что они не делают, чтобы добиться высокого уровня развития отрасли дизайна. Не меньшая роль у промышленного дизайна. Чтобы промышленные товары были конкурентоспособны, они должны быть современными и привлекательными для заказчика и потребителя. Мы считаем, что надо начинать с нормативно-правового регулирования. В рамках «Российской креативной недели» мы уже объявили о подготовке законопроекта о развитии креативных индустрий и креативного предпринимательства, который позволит повлиять и на отрасль дизайна в частности», – заявил Денис Кравченко на сессии Сбера в рамках фестиваля-форума «Российская креативная неделя», проходящего на этой неделе в Москве.

В законе сформируют понятийный аппарат: опишут что такое «креативная индустрия». А после этого постараются создать стимулирующие режимы, в том числе налоговые.

Кстати, еще в сентябре 2021 года была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.

Цель концепции — развитие национальной креативной экономики, основанной на человеческом капитале и историко-культурном наследии народов России.

Под «креативными индустриями» в Концепции понимаются сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и предприниматели в процессе творческой и культурной активности производят товары и услуги, обладающие экономической̆ ценностью.

Основные направления государственной поддержки, предложенные в Концепции, включают: закрепление в законодательстве понятий, необходимых для развития креативных индустрий и креативного предпринимательства, развитие системы знаний и компетенций творческого и предпринимательского характера, создание территориальной, финансовой и экспортной инфраструктуры.

Читать также:
Двое «Граждан СССР» попытались взорвать вышки связи. Так они надеялись сорвать мобилизацию

Центральное место

Дизайн является системообразующей отраслью креативных индустрий, как основной связующий элемент он объединяет все сферы творческой деятельности человека, – считает начальник управления по развитию креативных технологий Сбербанка Евгений Домников. По его словам, решение задач отрасли дизайна требует всестороннего подхода, включая экспертизу регуляторов, институтов развития и образования, бизнеса и дизайн-сообщества в целом.

«Дизайнеры определяют и формируют образ жизни, потребительские привычки и окружающую среду. Сбер как технологическая компания обладает большим количеством цифровых технологий и разработок, которые применяются в различных сферах и отраслях экономики, в том числе и в креативных индустриях. Несмотря на наличие технологий, творческая деятельность дизайнера не может быть полностью автоматизирована. Человек всегда остается в центре. Компетенции, экспертиза и навыки таких специалистов незаменимы, и именно на этом важно фокусироваться при развитии креативных индустрий», — говорит Евгений Домников.

Дизайн — невероятно сложная деятельность с большим количеством особенностей в каждом направлении.

При этом в России сформирован запрос, чтобы отечественный дизайн занимал передовые позиции в мире, дизайн-продукты создавали конкурентную среду.

Прежде чем управлять отраслью, нужно ее измерить. На текущий момент репрезентативных данных о состоянии индустрии дизайна в России практически нет. В связи с этим возникает потребность найти новый фокус для проведения глубокого анализа отрасли с применением человекоцентричного подхода в исследовании: изучить систему образования и развития новых профессий и компетенций, особенности найма креативных специалистов и рынка труда, а также специфику культурного кода отрасли в региональной перспективе.

Важный шаг в этом направлении сделала НИУ ВШЭ.

Исследование НИУ ВШЭ показало, что дизайн связан с технологической сферой больше, чем с культурной, при этом промышленный дизайн равномерно распределен по всем исследованным городам. 69% от общей численности лидеров промышленного дизайна находятся в следующих странах: Германия, Китай, США, Япония, Италия, Великобритания, Швейцария. Были также выявлены факторы, влияющие на успех, например, китайской дизайн-индустрии (промышленный дизайн): децентрализация креативного сектора и сфокусированная креативная специализация городов, культура цифровизации, внешние эффекты от индустриализации, молодежная политика. Исследование также показало, что в странах-лидерах велась комплексная политика поддержки дизайна государством.

Каждый дизайнер должен знать

В рамках дискуссии на сессии Сбера также было отмечено, что возрастает потребность бизнеса в дизайнерах вне зависимости от отрасли экономики. Индустрия дизайна является одним из наиболее перспективных направлений для развития и создания новых рабочих мест. Один из трендов развития дизайна в России — наращивание экспертизы, быстрое освоение профессиональных знаний, а также мягких навыков.

«Ни один продукт не делается без дизайна. Современный дизайнер — это в первую очередь специалист, который понимает свою целевую аудиторию и рынок, знает, как строится стратегия продукта, как работают технологии, как управлять командой и привести продукт к успеху, выигрывая международные премии», — отметила в своем выступлении на сессии исполнительный директор управления дизайна и UX-исследований SberDevices Алина Ермакова.

Сейчас дизайнер должен обладать не только базовыми компетенциями в дизайне, но и иметь продуктовое видение — знать ценность и миссию продукта.

Также дизайнеру важно разбираться в инновационных технологиях и данных. Необходимо уметь проводить исследования, детально изучать рынок и конкурентов, общаться с конечными потребителями, на основе данных принимать решения и реализовывать дизайнерские концепции. Кроме того, дизайнер должен развивать коммуникационные навыки — грамотно выстраивать диалог с заказчиком, поддерживать коммуникацию внутри команды, уметь договариваться, презентовать решения и отстаивать свое мнение.

Креативное образование — динамичная коллаборация людей, науки, бизнеса, образовательных стандартов.

И главная его ценность – возможность передавать студентам опыт действующих специалистов-практиков. Сбер регулярно проводит занятия для студентов. Такой подход позволяет на практике и конкретных кейсах показать начинающим дизайнерам, как запускать большие интеграционные проекты для крупного бизнеса, как выстраивать коммуникацию с контрагентами, как создавать команды и управлять ими, и многое другое.

Похожие записи

Виновника обрушения дома в Астрахани вычислили по объявлению. В подъезде также нашли мешки

admin

Дракон якудза. Почему Николай II в юности набил себе японскую татуировку?

admin

СК назначил 12 экспертиз по делу Героя России, обвиняемого в убийстве девушки в Луганске

admin